ОАО «РЖД» sharyamed.ru

Краткая историческая справка

Строительство Северных железных дорог связано с именем известного профессора Московского университета, другом Н.В.Гоголя и А.И.Герцена - Ф.В.Чижова, родом из Костромы. Ученый-математик, историк литературы и искусства, Ф.В. Чижов в середине XIX века становится теоретиком торгово-промышленного капиталистического развития России. Его теоретические разработки, по духу совпали с энергичной деятельностью И.Ф.Мамонтова, капиталиста из мещан, искавшего выгодного применения своим капиталам. В 1859 году, было образовано акционерное общество Московско-Ярославской железной дороги в составе 5 членов и имевшего первоначальный капитал всего в 15 000 рублей серебром.

В 1862 году, под руководством этого общества была построена железная дорога до Троице-Сергиева монастыря, а в 1868 году ее довели до Ярославля. В 1872 г. узкоколейная линия соединила Ярославль и Вологду, а в 1887 - Ярославль и Кострому. После смерти И.Ф.Мамонтова, Чижов много лет работал с его сыном - С.И.Мамонтовым. Акционерное общество которое возглавлял В.Ф.Чижов, составляло предмет странной неприязни министра С.Ю.Витте и дабы подорвать активность названного общества, ему предложили построить дорогу Вологда-Архангельск, которая должна была пройти по болотистому, безлюдному краю. С.Ю.Витте считал, что общество не найдет для этого, казалось гибельного, дел крупных средств. Но этот расчет не оправдался. Казначеи императоров и королей Запада поддержали С.И.Мамонтова и дорога была построена раньше срока. К 1902 году С.И.Мамонтов уже имел разрешение на постройку линии Вологда-Вятка. Однако вскоре, высочайшим повелением Императора Николая-II, все железные дороги были национализированы и переданы в казну.

Участок северных железных дорог Вологда-Вятка, включивший и станцию Шарья, строился частными подрядчиками, но под контролем МПС, и на государственные средства. 1 ноября 1906 года, этот участок был официально передан в ведение Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

Официальное открытие движения по участку состоялось 24 ноября 1906 года, а через два месяца последовал Указ о присвоении названным линиям наименования – «Северные железные дороги». Общая протяженность построенных железных дорог составляла тогда 2 000 верст или 2 133 километра.

Дорогу к станции Шарья подводили с востока. По рекам Волге, Каме и Вятке в разобранном виде подвозились паровозы и подвижной состав. От реки Вятка к городу Котельничу проложили железнодорожную ветку. Используя подвижной состав, от Котельнича прокладывали дорогу к Свече и Шарье.

Вокзал на станции Шарья был построен в стиле эклектики, господствовавшем в Европе в конце XIX, начале XX веков. Из романского стиля архитектуры заимствованы округлые верхние части окон, дверей и ниш. В больших нишах со стороны перрона находились большие чаши античных образцов. К путям спускались 8 ступенек. Одновременно строились паровозное депо, пакгауз, амбулатория, больница на 20 коек, начальная школа и несколько жилых домов для начальства. Таким образом, основные здания больницы на станции Шарья были построены в 1905 - 1907 годах и именно в них население железнодорожного узла и прилегающего села имело возможность получать медицинскую помощь и именно с них началось развитие территориального здравоохранения города.

15 мая 1953 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 12163 и приказ Министра Путей Сообщения СССР №80\Ц «Об объединении железных дорог Ярославской и Северной в Северную железную дорогу». Приказом начальника в Северной железной дороги от 20 июня 1953 года № 41, образована сеть лечебно-профилактических учреждений, в которую вошла и Узловая больница ст.Шарья. (Архивная справка от 19.01.2000 № НАА-13\Н-26. Фонд Р-2295 опись 13 ед.хр.269).

До 1995 года Узловая больница располагалась в 4-х зданиях: одноэтажном деревянном – детской консультации и одноэтажном деревянном – взрослой поликлиники; одноэтажном деревянном – детского отделения стационара и одноэтажном, с надстройкой 2-го этажа гинекологического отделения, основного стационарного корпуса по улице Вокзальная. На территории стационара располагались - хозяйственный корпус с пищеблоком и прачечной, гаражи, котельная на твердом топливе, овощехранилище и кладовки.

В 1995 году был пущен в строй новый больничный комплекс со стационаром на 150 коек и поликлиникой на 200 посещений в смену, выстроенный в период с 1984 по 1995 годы в панельно-каркасном исполнении из сборного железобетона. Двухэтажное здание поликлиники архитектурно объединено с двумя трехэтажными зданиями стационарного корпуса переходами, а с хозяйственным корпусом - полуподземной галереей. На территории больничного комплекса площадью 2,6 га, на расстоянии 10-15 метров от здания больницы, с восточной стороны, размещены одноэтажные здания кислородной рампы и архива для хранения рентгенпленки. С южной стороны хозяйственного корпуса, размещена котельная на твердом топливе для обеспечения водяного отопления, горячего водоснабжения и технологического пара для прачечной и дезкамерного отделения.

Водоснабжение и канализация больницы централизованные. Телефонизация от ведомственной АТС железнодорожного узла. Радиофикация - от городского узла связи. Территория всего больничного комплекса отгорожена от жилого микрорайона города бетонным забором. При сдаче больничного комплекса в 1995 году, было проведено озеленение территории больницы, посажены деревья и кустарники, установлены малые архитектурные формы. Для обеспечения аварийного водоснабжения была пробурена артезианская скважина на территории стадиона «Локомотив».

С 2002 года Узловая больница ст. Шарья, в связи с передачей стационарного корпуса и детской поликлиники в муниципальную собственность, переименована в Узловую поликлинику ст. Шарья, а с 1 января 2005 г. в связи с переходом в открытое акционерное общество ГУЗ «Узловая поликлиника ст. Шарья» переименована в НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Шарья».

Юридическим лицам

Сообщение отправлено

спасибо